Франц Карл Бюйлер (Franz Karl Bühler, псевдоним Pohl) 1864-1940

Родился в Оффенбурге (Бадене). Следуя профессии отца изучал кузнечное искусство. В 1893-м кованные ворота его работы были отмечены золотой медалью на выставке в Чикаго. Преподавал в Страссбурге в художественном училище, пытался улучшить систему преподавания, но поссорился с директором, впустую писал письма бургомистру и в результате был уволен за "заносчивость и весьма странное поведение".
Более всего обожал посещать театры и бордели, спуская на эти "хобби" все свои накопления. Видимо в это время внутреннее напряжение стало давать о себе знать. После переезда в Гамбург в 1898 году мнительность Ф обострилась до настоящей мании преследования. Так ему казалось, что артисты в театре обращаются исключительно к нему, прохожие проклинают и дразнят его, а соседи подглядывают за ним в замочную скважину или пытаются отравить. Начал лихорадочно менять квартиры. После нападения на кондуктора попал в клинику Шаффхаузен, потом в Имменау, позже в Эммендинген.
Внешне выдавался сравнительно крупной головой при небольшом росте, был тих и чуть манерен. Его больничные акты упоминают лишь редкие припадки гнева, практически всегда он сосредоточено что-то писал, рисовал или наигрывал. На заданые вопросы отвечал коротко и по-существу. Но к посетителям, желавшим взглянуть на его работы, был недоверчив и использовал множество уловок и хитростей для затягивания демонстрации.

Вот как это описывает сам Ханс Принцхорн, автор книги «Bildnerei des Geisteskranken»: Он, что-то непрерывно бормоча про "неготовые вещи", всё перекладывал и перекладывал из стороны в сторону обёрнутые в газеты стопки своих рисунков, иногда, впрочем, отходя к окну и подавая наружу таинственные знаки. Вдруг увидев врача Ф тихо зашипел и отступил в угол, а при приближении его выскочил оттуда и, сделав круглые глаза, стал оттеснять врача в сторону, непрерывно делая перед его лицом магические пассы и что-то пришёптывая. Выпроводив его Ф вновь проверил все двери, театрально насторожившись прислушался поочерёдно во все стороны и опять начал перекладывать пачки бумаги туда-сюда, периодически вздрагивая и бросая на нас исподтишка настороженные взгляды. На попытки его разговорить не реагировал.
Развязав наконец шнурок на пачке, Ф взялся было за один лист, но неожиданно схватился за голову, словно ослеплённый, аккуратно сунул лист обратно и принялся мелко шарить по карманам жилета. Вытащив маленький свёрток из газетной бумаги и развернув его, вынул окурок сантиметров трёх длинною, любовно осмотрел его, обнюхал и торжественно прикурил. Загадочно прищурясь Ф принялся ходить мелкими шагами взад-и-вперёд по комнате, всем своим видом излучая спокойствие и на все наши вопросы отвечая только кивками. Скурив примерно с сантиметр , он заботливо потушил окурок и снова спрятал в жилет. Лишь тогда Ф снова позволил себе сесть за стол с приветливой улыбкой. Таким образом непрерывно отвлекаясь нам удалось увидеть несколько рисунков, но вступить в разговор с автором так и не удалось. Лишь на иные похвалы он отвечал: "да, это очень хорошо - хотя надо было бы добавить немного красного, или вроде того..."

Ф провёл более 40 лет жизни за стенами психиатрических учреждений. Был любимым автором самого Принцхорна, который ставил его творчество на одну ступень с Грюнвальдом и Дюрером. Но после прихода новой администрации Ф окончательно потерял доступ к занятиям искусством. Лишь иногда одни стены менялись на другие. В рамках нацистской программы эвтаназии 5 марта 1940 года Франц Карл Бюйлер был отравлен газом в камере замка Графенэк. В извещении о смерти стояло "скончался от острой сердечной недостаточности".

Набросок (1901)

Ночлежка (1904)

Волшебные звери (?)

б.н.(?)

б.н.(?)

б.н.(?)

б.н.(?)

Ангел Удушья - фрагмент (?)

Мадонна с воронами - фрагмент (?)

Источники:
Brugger, Gorsen, Schröder, Каталог выставки «Kunst und Wann» Dumont Wien 1997
Jean-Louis Ferrier «Примитивы ХХ века / Primitive des 20. Jahrhunderts» 1998
Bettina Brand-Claussen, Inge Jádi, Caroline Douglas «Beyond Reason» Works from the Prinzhorn Collection. University California Press 1996
Colin Rhodes «Outsider Art» Thames&Hudson London 2000

перевод мой (cc)dimaze